29 июня 2012 г.

Между этапами: история Грибковски

Image http://world.eizvestia.com
“Большие деньги привлекают большие деньги” – принцип, по которому работают серьезные бизнесы. А если говорить об автоспорте, что может быть серьезнее Формулы-1?

На днях стало известно, что Герхард Грибковски, являвшийся одним из участников сделки 2005 года по продаже крупного пакета акций на владение коммерческими правами Формулы-1, осужден на 8.5 лет за мошенничество в особо крупном размере. За несколько лет, пока шло расследование по этому делу, было столько признательных и обвинительных комментариев, что немного затруднительно составить полную картину всего происходившего. К тому же, несмотря на открытый характер суда, вряд ли обывателям станет известна вся правда о $1.7млрд сделке. Тем не менее, в целом ситуация выглядит следующим образом.

В 2001 году Берни Экклстоун в лице владельца холдинга SLEC, которому принадлежали коммерческие права (права на трансляцию ) Формулы-1, продал контрольный пакет акций немецкому медиа-магнату Лео Кирху. Несмотря на это престижное приобретение, Kirch-Gruppe не удалось избежать приближающегося банкротства, и спустя год после совершения сделки акции SLEC, принадлежавшие ей, перешли в распоряжение трех банков: Lehman Brothers, JP Morgan Chase и Bayerische Landesbank, которым господин Кирх задолжал в общей сложности $1,6 млрд. Более 50% акций перешло к банку Bayerische Landesbank.

После долгих тяжб с Берни Экклстоуном по поводу его сильно завышенного влияния на контроль финансовых потоков компании, банки сдались и мечтали об одном – сбыть акции, не приносящие дивидендов. Это привело к очередной смене владельца коммерческих прав. В 2005 году компания CVC Capital Partners, владеющая крупнейшими инвестиционными фондами в Европе и как раз начавшая продвигать свои проекты в Азии, выступила покупателем основного пакета акций. А представителем Bayerische Landesbank на этой сделке был Герхард Грибковски. При совершении сделки уже в тот момент были допущены нарушения – так, первоначально продавец должен был предложить свою долю акций другим акционерам, то есть американским банкам Lehman Brothers и JP Morgan Chase. Однако, признания сделки недействительной не последовало.

Казалось, история с продажей коммерческих прав закончилась. Экклстоун остался у руля, идеология развития CVC на азиатский рынок была близка планам Берни о территориальном расширении чемпионата.

Однако, неожиданно в начале 2011 года Грибковски заключают под стражу по подозрениям в мошенничестве, касающегося этой сделки пятилетней давности. Причиной послужили необъяснимые $50 млн, которые были переведены на его счета в то время.

Image http://luxlux.net
Вопросов было много. Во-первых, кто и за что заплатил Грибковски эту сумму. Первая версия заключалась в том, что акции были проданы по заниженной стоимости – но в последствии это не подтвердилось. Основное лицо, которое могло пролить свет на эту историю, окончательно запутывало журналистов: сначала Берни Экклстоун утверждал, что ничего никому не платил, офшорных компаний у него нет, и он не имеет никакого отношения к происходящему .“Это нонсенс”  - утверждал он. Спустя 2 месяца, после визита в прокуратуру, он изменил свое мнение, и признался в том, что перевел на счет Грибковски $44 млн из офшорных компаний, но только потому, что ему показалось, что тот пригрозил ему неприятностями в налоговой. “Он никогда не говорил, что устроит мне проблемы, но я знал, что он может это сделать”. Еще спустя пару месяцев сумма, которую Берни заплатил Герхарду, необъяснимым образом уменьшилась до $23 млн, а тюремный срок, на который немец мог быть осужден, увеличился вдвое – с 7 до 15 лет. 

Между делом, в истории всплывало имя Флавио Бриаторе, который, кажется, принимает участие во всем. Ну а итог стал известен совсем недавно – Грибковски был осужден на срок 8.5 лет за взяточничество и уклонение от уплаты налогов. Сколько в итоге денег было перечислено и за что - так и осталось не совсем ясным. Есть официальные данные, но насколько они соответствуют действительности...

Только вот окончание ли это истории? В судебном решении очень важны формулировки. Если бы Грибковски был осужден за вымогательство, то Берни Экклстоун являлся бы жертвой, мог забыть об этом процессе, и спокойно занимался бы свадебными делами. Но немец был осужден за взяточничество, то есть, существует второй участник – тот, кто взятку давал. А это также весьма уголовно наказуемо.

Комментариев нет:

Отправить комментарий